Вы здесь
Новые Химки состарят на 200 лет
Крупнейший райцентр Подмосковья превратят в средневековый город
Воссоздать модель маленького средневекового города, которая при этом отвечала бы запросам современного горожанина, хотят в подмосковных Химках. Через несколько лет в центре стремительно разрастающегося округа появится небольшой островок природы — «Старый город», который объединит функции модного центра семейных покупок и старинной пешеходной улицы, где, как в давние времена, будет удобно устраивать променады. Руководитель творческого коллектива — президент Московского союза архитекторов Виктор Логвинов, объединив два несопоставимых условия — величественную древность и динамичную современность, создал проект квартала, который не похож ни на один микрорайон ни в России, ни в мире. Недавно химкинские власти дали добро на его воплощение.
— В основе замысла лежит идея создания собирательного образа европейского исторического города, — поясняет Виктор Николаевич. — Без явной, адресной привязки к конкретным странам и историческим периодам. Но при этом мы максимально учли особенности данного места и культурного контекста.
«Старый город» — смелая попытка осмыслить многовековой опыт строительства пешеходных торговых улиц. Из столетия в столетие они менялись, то расширяясь, то сужаясь, то закрываясь стеклянными кровлями, то резко увеличивая этажность торговых зданий. Однако на сегодняшний день архитекторы всего мира, можно сказать, зашли в тупик. Оказывается, люди устали от последнего варианта устройства торговых комплексов — так называемых моллов. Это крупные торгово-развлекательные центры, улицы и даже кварталы, строящиеся с расчетом на то, что приехавшая сюда за покупками семья проведет целый день в развлечениях и шопинге. Но, несмотря на изобилие игровых павильонов, кинотеатров и ресторанов, шум, пестрота рекламы и невозможность быстро сориентироваться в пространстве уже давно утомили американцев и европейцев. И даже слегка поднадоели россиянам. К тому же людям прискучил абсолютный модернизм в архитектуре, который заставил отказаться от классических форм прошлого. Надо сказать, европейцы уже пытаются решить проблему моллов по-своему. Вступив в пору постмодернизма, они начали строить... торговые деревни, которые навеяли воспоминания о старых добрых временах.
Однако специалисты мастерской Виктора Логвинова пошли еще дальше. Они намерены построить не деревню с уютными магазинчиками и тенистыми улочками, а целый город, который будет манить к себе не только зелеными уголками, но и оригинальными архитектурными формами зданий, навевающих ассоциации со старинными городами.
— Чем привлекали в XIX веке людей добротно отстроенные пассажи и сказочно красивые атриумы со стеклянными крышами? — рассуждают работники мастерской. — В этих интерьерах покупателям дышалось легко, несмотря на то что повсюду их окружали мясные, молочные и хлебные лавки. В XX веке, отказавшись из экономических соображений от привлекательного декора в пользу функциональности и многоэтажности, горожане потеряли ту изюминку, которая украшала торговые галереи XIX века. Сейчас же в планах мастерской совместить все положительные черты архитектурных направлений разных эпох.
Еще одна особенность нового квартала в том, что он будет построен отчасти и по канонам так называемого курортного города: пешеходной зоной станет не только сеть улиц, но и набережная. Так как застройка пойдет вдоль ручьев.
Место для «Старого города» выбрано в самой «гуще событий». Микрорайон 1А в Новых Химках уже давно очень бурно и спонтанно застраивается. Здесь возведены крупные жилые массивы, бизнес-центр «Кантри Парк», торговые центры «Грант» и «Лига». Еще один гигантский комплекс для мелкооптовой торговли (площадью более 100 тысяч квадратных метров) строится на противоположной стороне Куркинского шоссе.
На соседних участках запроектировано строительство гостинично-делового центра, а также нового торгово-офисного центра. На прилегающих городских территориях по Юбилейному проспекту построены здания городского рынка и крупного фитнес-клуба. При этом к территории прилегают два крупных парковых массива: московский лесопарк «Алешкинский лес» за МКАД и химкинский парк Победы за Юбилейным проспектом. Фактически на сравнительно небольшой территории уже в ближайшем будущем будут размещены здания самого разнообразного назначения. Это обстоятельство невольно обрекает «Старый город» на жесткую конкуренцию.
— Вы не боитесь, что магазины «Старого города» не будут пользоваться особым спросом? — интересуюсь я у Виктора Логвинова.
— Не боюсь. Я убежден, нам удастся создать психологически комфортную среду, чем не всегда могут похвастаться современные центры. Главным преимуществом нового комплекса должно стать качество архитектуры. А дополнительным плюсом будет развитие крайне дефицитной спортивно-оздоровительной функции. Мы наметили строительство фитнес-клуба с бассейном, кинотеатра, выставочного зала, библиотеки, небольшого музея, детских художественных студий и мастерских художников и архитекторов.
— Вы полагаете, за счет одной только комфортной среды «Старый город» запросто сможет составить конкуренцию даже типичным моллам, которых и так очень много в Химках?
— Моллы, конечно, стали феноменом своего времени, но только не явлением художественной культуры, потому что в их проектировании ведущую роль играют не архитекторы, а маркетологи и технологи. Запад уже давно охватила усталость от шопинга — так называемый демоллинг. Поэтому там в последнее время создаются стрип-моллы (магазины в одноэтажных зданиях с отдельными входами) и outlet village — торговые деревни. Но при этом внешние фасады таких комплексов крайне непрезентабельны. Это глухие заборы, закрывающие разгрузочные дворы. «Коммерческая архитектура» таких комплексов оказалась на обочине «большой» архитектуры. Сейчас мы находимся на пороге рождения нового типа многофункционального комплекса, в котором розничная торговая функция хоть и останется «локомотивной», но будет занимать только 20–25%, уступив пространство новым видам торговли (например, стройматериалами), а также жилым и различным общественным функциям. «Образ жизни» такого комплекса будет подобен жизни европейского средневекового города, в связи с чем можно условно назвать его комплексом типа «Старый город».
— И как же он будет выглядеть?
— Форма участка в виде буквы «У» удобна для организации четырех входов в город. Три главные пешеходные улицы проходят вдоль ручьев, соединяя эти входы. На улицах разрешено движение только спецтранспорта, а подъезды ко всем зданиям запроектированы с внешней стороны, а также по тупиковым проездам с набережной. Главная площадь города — агора — спланирована над местом слияния двух ручьев в самом центре участка. Она связана со всеми пешеходными улицами, но так, чтобы можно было пройти от ворот до ворот, минуя площадь во время многочисленных массовых действий, проходящих на ней. Оба ручья пропускаются в подземных коллекторах, проложенных под пешеходными улицами, а под главной площадью предполагается разместить очистные сооружения. Ниже по течению уже очищенные воды образуют впадающую в Бутаковский залив открытую водную систему из водопадов и небольших прудов. По обоим берегам водной системы разбивается парк, связанный с парковой зоной бизнес-центра «Кантри-Парк» пешеходной дорожкой, проходящей под мостом Куркинского шоссе. Вдоль правого берега расположено здание культурно-оздоровительного центра (кинотеатр, бассейн, фитнес-клуб), террасами поднимающееся от парка к главной площади. Террасы на кровлях культурно-оздоровительного центра трактуются как продолжение парка, для чего их предполагается соединить открытыми лестницами и озеленить.
— В чем будут заключаться архитектурные особенности зданий «Старого города»?
— С архитектурной точки зрения главным зданием города станет оздоровительный центр. Ключом к его проектированию послужил образ цитадели или замка, очень часто являвшегося сердцем европейского города. Еще одним символом такого города была непременная башня с часами на рыночной площади. Это послужило подсказкой в размещении такой башни на фасаде культурно-оздоровительного центра, выходящем на главную площадь. Стилизованная башня должна быть видна со всех точек комплекса, исполняя роль доминанты и главного ориентира. Кроме того, какой же город без городской стены? Контраст масштабов и форм между «Старым городом» и окружающей типовой жилой застройкой столь разителен, что становится нужным какой-то переходный прием или зона, позволяющая сгладить это противоречие, сделать его менее гротескным и непримиримым. Тема внешних фасадов в виде стены с прорезями окон как нельзя лучше может справиться с этой трудной композиционной задачей. Малоэтажная (2–4 этажа) парцеллированная застройка как бы пристроена изнутри к городской стене, возвышаясь над ней остроугольными фронтонами. Таков еще один образный ряд, подсказанный историей.
— Несмотря на эти сглаживающие приемы, «Старый город» все равно абсолютно явно будет контрастировать с окружающей застройкой.
— Считайте, что это уже удачный фактор для создания легенды на тему «воспоминания о европейском городе». Конечно, в нашей идее кроется опасность превратить новый комплекс в своеобразный Диснейленд. Хотя на первых порах такая нарочитая театральность увеличит его привлекательность для широкой публики, для профессионалов «игра со временем» явно дискредитирует саму идею «Старого города». Любая архитектура должна нести в себе информацию о времени, в которое она была создана. Но история современной архитектуры уже знает немало примеров идентификации во времени без прямого цитирования исторических форм. Возможно, это тот путь, который позволит создать образ исторического города, избежав китча и эклектики. На данной стадии развития идеи главным представляется не выбор стилистики фасадов, а поиск градостроительных решений для создания образа, характера и духа европейского «исторического» города.
— Какие «фишки» вы хотите позаимствовать у разных эпох?
— В эпоху Возрождения главная рыночная площадь города украшалась фонтанами и большим количеством скульптур. Мы тоже хотим добавить эти элементы. Средневековье обогатило европейское градостроительство торговой улицей и «торговым мостом». И у нас запланировано строительство моста. Еще через столетие широкое распространение в мире получили пассажи и последовавшие за ними крытые рынки. В сущности, это и есть прообраз пешеходных улиц. Наша набережная также полностью будет освобождена от транспорта. Вы спросите: а что мы взяли у XX века? У моллов, возникших в 60-х годах в США под влиянием массовой автомобилизации, мы хотим позаимствовать саму концепцию трансформации универмага в своеобразный парк развлечений, оригинальную смесь магазинов, ресторанов, театров и познавательных центров.
— Пешеходные зоны многих городов стали центром притяжения туристов не только в дневное время. В Амстердаме, Милане, Мюнхене, Сан-Франциско, Берлине в жизнь вошел обычай гулять после закрытия магазинов по пешеходной улице и выбирать в ярко освещенных витринах товары для будущих покупок. А ваш проект предусматривает «ночные променады»?
— Конечно, поэтому витрины в магазинах будут достаточно большими. Предполагается, что своим оформлением они смогут привлекать внимание и в дневное, и в ночное время.
- 995 просмотров