Вы здесь

Химкинский "хайвэй" пройдет под землей?

Затяжной конфликт "платная дорога Москва-Санкт-Петербург против Химкинского леса" "повысил градус". На прошедших в Мосгордуме слушаниях защитники подмосковной экологии предложили альтернативный проект. По их мнению, трассировка по территории Химкинского лесопарка погубит вековую дубраву. Поэтому стоит провести этот участок... под землей. Так, как сделали в Москве, убрав в тоннель Звенигородский проспект ради Серебряного Бора и Третье кольцо в районе Лефортова - ради палат XVIII века.

Областным властям осложнения ситуации с федеральным "хайвэем" не нужны. Эта дорога - возможность отказаться от расширения участка "старой" Ленинградки в Химках, только что перешедшего в их ведение от Москвы.

- Не надо считать нас оголтелыми противниками скоростной трассы - это не так, - заявила "Известиям" Евгения Чирикова, возглавляющая инициативную группу "Экозащита". - Мы понимаем, что дорога Москва - Санкт-Петербург нужна в том числе и жителям Химок, так как она может разгрузить Ленинградское шоссе. Нас возмущает то, что трассу так упорно пытаются проложить самым гибельным для экологии, зато самым дешевым способом. Именно поэтому мы предлагаем альтернативный вариант. Вместе с проблемой сохранения леса тоннель мог бы облегчить связь Москвы с Химками, давно превратившимися фактически в еще один столичный район. Вы никогда не пытались сесть в автобус, идущий в Химки от метро "Речной вокзал" в час пик? Минимум 40 минут - и в жару, и в мороз, потом час по пробкам - и ты дома...

Аргументы сторонников наземной версии трассы озвучила ведущий специалист НИиПИ Генплана Наталья Ожерельева. По ее мнению, "подземный хайвэй" - это утопия: строить 14-километровый тоннель слишком дорого. И вообще, в стране нет пригодного для подобных проектов проходческого оборудования (вернее, есть, но занято - видимо, речь о 19-метровом проходческом щите, который планируется использовать для строительства Четвертого транспортного кольца в Москве). Другие варианты прохождения трассы в обход лесопарка также исключены: полоса вдоль Октябрьской железной дороги зарезервирована для высокоскоростной железнодорожной магистрали, а поселок Старбеево попросила не сносить местная администрация ("выселять людей менее гуманно, чем вырубать лес").

Впрочем, сторонников тоннеля эти доводы не убедили.

- Про нефтепровод по берегу Байкала тоже сначала говорили, что это "единственно возможный" проект, - уверена Евгения Чирикова. - Но ведь после протестов общественности и вмешательства президента варианты нашлись...

Возможно, сравнение химкинского леса с озером Байкал преувеличено. Но дорожная коллизия в Химках из конфликта местного масштаба превращается в проблему для государственного аппарата всех уровней (в проекте участвуют и администрация Химок, и федеральное министерство транспорта и связи, опосредованно к нему имеет отношение и Московская мэрия). Надо ли продавливать строительство дороги, способной облегчить транспортную связь двух столиц (и без того надежно связанных поездами и самолетами) ценой гибели уникального леса? Или власти уже могут себе позволить более дорогие, но и более гуманные подходы? Из-за кризиса многие целевые программы, задуманные в лучшие времена, будут сокращаться - может быть, имеет смысл отложить проблемную стройку, выиграв время для проработки альтернативных вариантов? Или роскошь потратиться ради сохранения природы или истории может позволить себе лишь "богатая" Москва, заканчивающаяся сразу за МКАД?

Столица отдала Подмосковью участок Ленинградского шоссе за МКАД

Эдуард Воротников

Закончился спор двух субъектов федерации о том, кто должен хозяйничать на участке Ленинградского шоссе, ведущем в аэропорт "Шереметьево". Спор возник из-за смены законодательства в постсоветское время, когда понадобилось регистрировать права на землю и дороги. С давних пор Ленинградское шоссе от МКАД до 29-го км, а также три трассы вокруг аэропорта обслуживаются столичными предприятиями. Но находятся эти дороги на территории Московской области.

В 2006 году родился проект "Большая Ленинградка", который посредством увеличения числа полос, строительства тоннелей, мостов и развязок избавит трассу от светофоров и разгрузит поток. Завершатся работы в 2010-11 годах у самой МКАД. Дальше машины упрутся в узкое Ленинградское шоссе. В ту его часть, что обслуживается одним субъектом федерации, находится на территории другого, но никому из них не принадлежит.

- Юридическими формальностями никто не занимался, тем более что Москва содержала дорогу в порядке, - рассказал "Известиям" чиновник Федерального дорожного агентства.

Москва не хотела отдавать 29-километровый участок, рассчитывая включить его в проект "Большая Ленинградка" - расширить на несколько полос. И тогда при выезде из города машины скапливались бы далеко за МКАД. Но для этого нужно сносить подмосковные дома и торговые центры, построенные вплотную к трассе. В 2007 году столица решила зарегистрировать право на дорогу, но получила отказ Федеральной регистрационной службы. Очевидно, по этой причине департаменту градостроительной политики нечего было ответить на майский запрос "Известий" о смысле проекта "Большая Ленинградка", если ее автомобильный поток всё равно встанет у МКАД. В это же время шоссе не попало в утвержденную весной 2008 года подмосковную программу развития федеральных дорог, проходящих по области.

- Мы бы сделали ее такой же широкой, как и в Москве, - рассказывал на майской пресс-конференции губернатор области Борис Громов.

Месяц спустя "Известия" спросили министра транспорта: не мог бы он рассудить спор субъектов, кому расширять шоссе.

- До поворота на "Шереметьево" шоссе принадлежит Москве, - ответил Игорь Левитин.

И вдруг новость: 2 декабря Юрий Лужков подписывает постановление N 1091-ПП: "В целях приведения имущественных прав в соответствие с федеральным законом от 8.11.07 "Об автодорогах" ...принять предложение Московской области о передаче части шоссе... Московской области".

Очевидно, федералы уговорили Юрия Лужкова. Возможно, это плата Москвы за участие федерального бюджета в финансировании строительства московских дорог. Последние полгода с этим вопросом мэр не раз обращался к министру транспорта и премьеру лично.

- В свою очередь, администрация Московской области для решения транспортной проблемы от МКАД до поворота на "Шереметьево" предлагает построить по два тоннеля неглубокого залегания с каждой стороны шоссе, - говорится в официальном сообщении департамента имущества Москвы.

Но, по данным пресс-секретаря областного мин-транса Ильи Гращенкова, на передаваемом участке Подмосковье собирается всего лишь "построить полосы разгона для вливающихся на шоссе потоков, но глобального расширения производиться не будет".

А федеральное правительство считает, что это и незачем. Все рассчитывают на отток грузовиков с Ленинградки на новую платную дорогу Москва-Петербург, первый участок которой (15-й-58-й км) собираются начать строить в следующем году.




ХИМКИ.org - Городской портал.

Новости, расписание транспорта, адреса предприятий и организаций, недвижимость, работа, объявления, форум, карта города.

Реклама на сайте     Обратная связь     Подписка на новости  

Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.
При полном или частичном использовании материалов сайта обязательна активная гиперссылка на источник.